Карта сайта
1 июня 2018, 15:35

Представители научного и творческого сообществ Тувы попросили депутата Госдумы РФ посодействовать в тщательном рассмотрении законопроекта о национальных языках

Депутаты Госдумы весной этого года внесли в нижнюю палату парламента законопроект, согласно которому изучение национальных языков республик России должно быть по желанию школьников и их родителей, однако, основная формулировка законопроекта вызывает серьезную критику и неоднозначное отношение среди отдельных национальных республик

31 мая на личном приеме граждан депутата Государственной Думы Мергена Ооржака, прибывшего в Туву в рамках региональной недели, был рассмотрен вопрос о проекте закона, предусматривающего преподавание и изучение языков национальных республик на добровольной основе. Так, высказать свою точку зрения на новый законопроект к парламентарию пришли: Мира Бавуу-Сюрюн – профессор кафедры тувинского и общего языкознания ТГУ, директор научно-образовательного центра «Тюркология», Менги Ооржак – учитель школы № 2 г. Туран, председатель Ассоциации учителей тувинского языка и литературы РТ,  Лидия Ооржак – методист Института развития национальной школы РТ, Мария Кужугет – директор литературного музея ТГУ, член Союза писателей России и Эльвира Куулар – методист Института переподготовки кадров РТ. Они высказали отрицательное отношение к принятию нового законопроекта.

На встречу представителей научного и творческого сообществ с депутатом Госдумы РФ также была приглашена Елена Хардикова – заместитель министра образования РТ. Она согласилась с тем, что законопроект действительно вызывает спорную реакцию.

Напомним, депутаты Госдумы весной этого года внесли в нижнюю палату парламента законопроект, согласно которому изучение национальных языков республик России должно быть по желанию школьников и их родителей, однако, не в ущерб освоению государственного языка Российский Федерации. Основная формулировка законопроекта – изучение языков национальных республик на добровольной основе – вызвал серьезную критику и неоднозначное отношение среди отдельных национальных республик, находящихся в составе России.

Так, профессор ТГУ Мира Бавуу-Сюрюн на основе научных исследований о сохранности языков привела ряд аргументов, почему вынесенный на рассмотрение законопроект необходимо отклонить или рассмотреть самым тщательным образом, чтобы языки национальных республик не были ущемлены. Она отметила, что языковой вопрос – это вопрос национальной политики, вынося на обсуждение который нужно быть очень осторожными, потому что это может связаться с душевным настроем населения страны. К тому же, как было отмечено на приеме у депутата, новый законопроект может послужить причиной того, что в будущем мы можем и вовсе потерять  национальные языки, а значит, и свою самоидентификацию как отдельные народности многонационального государства.

На приеме у Мергена Дадар-ооловича также были озвучены факты того, что, несмотря на кажущуюся безопасность сохранения тувинского языка на территории нашего региона, есть реальные показатели, доказывающие обратное. В пример учитель родного языка и литературы Менги Ооржак привел количество выпускников школ этого года, выбравших в качестве одного выборного государственного экзамена сочинение по родному языку: из более 2000 учеников выпускных классов только 7 человек со всей республики отдали предпочтение в пользу родного языка. Также отмечен тот факт, что из представителей титульной нации республики с каждым годом растет количество тех, кто не говорит на родном языке. Именно поэтому, как высказались ученые и педагоги Тувы, нельзя формулировать новый законопроект, допуская необязательность изучения в школах национальных языков.

Выслушав каждого на приеме, депутат Госдумы Мерген Ооржак высказал свою личную точку зрения, подтверждающую, что проект закона до сих пор обсуждается депутатами Госдумы. Лично он разделяет озабоченность инициативной группы, однако, отмечает, что законопроект на данный момент имеет только концептуальную формулировку, а конечный текст будет оформлен после отзывов, предложений и внесенных поправок с учетом мнения экспертного сообщества и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также депутат Госдумы Ооржак Мерген разъяснил, что положение данной законотворческой инициативы подготовлено в соответствии с Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством. Законопроект не ущемляет права на изучение родных языков.

В конце встречи Мерген Ооржак поблагодарил всех за высказанные мнения и пообещал, что обязательно доведет до сведения Комитета по образованию и науки Государственной Думы РФ позицию инициативной группы.

Отметим, проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» будет рассмотрен Государственной Думой в период осенней сессии 2018 года.

Ссылка для блогов